Бизнес-образование за рубежом - волшебная таблетка для карьерных изменений?
Когда эта таблетка крайне необходима для применения. Анализ мотивов поступления в зарубежные учебные заведения.
Тема получения бизнес-образования за рубежом в нашей стране имеет долгую и интересную историю. Сейчас уже мало кого удивишь дипломом МВА/ExMBA/MSc или PhD западной бизнес-школы. За 20 с лишним лет, которые прошли с момента активной популяризации этого направления, споры о необходимости такого образования для карьерного и профессионального роста гремели в бизнес и общественных кругах с разной интенсивностью. Одни воспевали волшебные возможности, которые открывались для выпускников бизнес-школ как за рубежом, так и в России, другие подвергали приобретаемые там умения, знания, навыки уничтожительной критике и ставили под сомнение возможность их применения в реальном бизнесе, особенно в нашей стране. Частые упоминания Стива Джобса и Билла Гейтса, которые, к слову, бизнес-школ не заканчивали, а вон какие империи построили, конечно, еще раз доказывают нам, что не в дипломе дело.

Однако мы с Вами попробуем посмотреть на этот вопрос с другой, более практической и даже несколько метафизической стороны - со стороны грамотно срежиссированных и часто глобальных изменений, которые происходят в жизни тех, кто решается на этот шаг. Я подчеркну, что, будучи профессионалом в сфере образовательного консалтинга и имея долгую практику общения с потенциальными кандидатами, я вижу первичной и главной целью получение ответа на вопрос – зачем Вам это нужно? Что конкретно Вы хотите изменить в Вашей жизни, решаясь на такой серьезный, достаточно затратный по времени и деньгам шаг? Что Вам мешает достичь Ваших целей без подобных временных и финансовых расходов?

Если ответ кандидата заключается в воспевании престижа той или иной бизнес-школы либо звучит как святая уверенность в том, что получение такого диплома решит все проблемы с карьерой и откроет двери ведущих работодателей, я стараюсь привести максимум аргументов и отговорить соискателя от этого шага.
Что конкретно Вы хотите изменить в Вашей жизни, решаясь на этот шаг?
Кому же, напротив, следует решиться на такой шаг?

Для принятия верного решения следует, в первую очередь, разложить изменения, к которым Вы стремитесь, на три составляющие:

1. Изменения в специализации
2. Изменения в отрасли
3. Изменения в географии
Скачайте инструкцию по основным критериям выбора программы за рубежом.
Желаемые изменения должны иметь кардинальный характер, как минимум по двум из приведенных выше аспектов. Перечень таких изменений я рекомендую, в свою очередь, классифицировать по ряду признаков:

- профессиональные знания
- профессиональные навыки
- личностные изменения (soft skills)
- финансовые изменения (рост зарплаты в среднесрочной перспективе)
- изменения для семьи (для тех, кто уже обзавелся вторыми половинами и детьми или планирует рождение детей)

По всем перечисленным пунктам нам необходима конкретика, даже в том случае, когда основной мотив звучит так:

«Надоело тут всё, хочу гарантированно уехать». Иными словами, попробуйте свое желание «хочу гарантированно уехать» разложить по полочкам.
Страна? Что является желаемой точкой на карте? Как там с работой? Что будет в этой стране или странах через 2-3 года? Мы должны научиться думать большими отрезками времени.

Здесь сразу подключается анализ отраслевой составляющей, ведь каждая точка на карте, которую Вы для себя рассматриваете – имеет свои отраслевые характеристики, сильные и слабые стороны.
1. Кто основные компании, нанимающие выпускников той или иной школы / программы?
2. На какие позиции я могу / хочу претендовать?
3.Чего мне не хватает с точки зрения знаний, навыков, опыта, чтобы претендовать на эти позиции?
4. Что есть в конкретной программе обучения / бизнес-школе, что позволит мне уверенно сделать шаг к желаемой карьере?
Это будет хорошая проверка Вашей готовности к серьезным изменениям в жизни.
Поверьте, если после подобного анализа и получения ответов на все поставленные вопросы у Вас получится список аргументов со знаком «плюс», - Вы не просто готовы к изменениям, более того – Вы уже запустили механизм этих изменений.

Отдельно отмечу, что подобный анализ целесообразности обучения за рубежом применим и для тех, кто планирует вернуться на Родину после окончания учебы.

Четкое понимание возможности изменений в плане отрасли и специализации в сочетании с расширением мировоззрения, межкультурных и интеллектуальных границ, позволит тем, кто планирует возвращение домой не бояться и не принимать близко к сердцу традиционные для этой темы комментарии скептиков.

В заключение отмечу, что ответить на вопрос «А стоит ли мне ехать учиться за границу», следует попробовать и тем, кто об этом еще ни разу не задумывался. Это будет хорошая проверка Вашей готовности к серьезным изменениям в жизни.

Те, кто успешно пройдут такую проверку, далее перейдут к этапу 2 - «Испытание поступлением». Здесь Вам предстоит на практике продемонстрировать «зачем и ради чего Вы это делаете» - сдаете языковые тесты, тратите время на подготовку к GMAT/GRE, общаетесь с представителями бизнес-школ, подаете документы на стипендии, пишете эссе, снимаете видео (да-да, и такое будет), ну и между делом работаете.

На втором этапе 70% участников «гонки» суждено сойти с дистанции. Те же, кто останется, будут уже совершенно другими по образу мысли и решительности людьми.

В следующей статьей мы поговорим о различных форматах обучения за рубежом и программах, подходящих для разнообразных возрастных и профессиональных групп.

Продолжение следует...


Автор Виктория Пралич, партнер HRG Global Recruitment Solutions, руководитель проекта Vicareer.ru
Хочешь регулярно получать новости об обучении за рубежом и поиске работы?
Подпишись на рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Есть вопросы относительно поступления или поиска работы?
Виктория Пралич
Консультант
+79250817353
vp@vicareer.ru