Стоит ли писать сопроводительные письма (Cover Letter)?
Стоит. Пишите. Ловите структуру писем.
Так часто бушевавшие споры о том, нужно или не нужно писать сопроводительные письма, читают их или не читают, важны они при принятии решения о кандидатуре соискателя или не важны - возникают с завидной регулярностью. В принципе, однозначного ответа нет.
Процент тех представителей работодателей или агентств, кто уделяет внимание сопроводительным письмам или не уделяет - примерно равнозначен. Но, тут очень важно постоянно в голове держать одну мысль - если вы не напишете сопроводительное письмо или отнесётесь к нему не серьезно, вы автоматически убираете из своей целевой аудитории тех, кто придает значение этим письмам. А значит - вы автоматически снижаете свои шансы на 50%. И вы однозначно никак себе не навредите, если отправите резюме c письмом тем, кто не придает значение выверенным, грамотным, адекватным сопроводительным письмам. Вывод - писать надо, посылать надо, придавать значение письмам - надо. Ну они его просто не прочитают или пробегутся по нему по диагонали, и если есть потребность, интерес - они сразу перейдут к вашему резюме.

Все сопроводительные письма я делю на две равнозначные группы - Письма по поводу и Письма без повода. В зависимости от того, к какой группе вы относите письмо, и нужно формировать содержание.

Итак, сначала о группе - Письма без повода.
Письма без повода
Поводом у нас являются несколько факторов:

  • наличие конкретной позиции, проекта, потребонсти внутри компании, о которых вам точно известно
  • рекомендации на вас конкретного человека (или отсыл к конкретному человеку)
  • предыдущий контакт с адресатом письма.
Все остальное - это отсутствие конкретики. То есть, в случае если вы сели делать рассылку по 100 агентствам, подгружаете письма в базы данных компаний, ваяете письмо представителю компании без четкого понимания, что там за позиции открыты, используйте следующую схему.
1
Представление (имя, описание вашей квалификации в общих словах)
2
Четкое обозначение, что вы ищете. Ключевое слово здесь - четкое
3
Подкрепление быстрыми фактами того, почему вы будете успешны в этой роли
4
Грамотное завершение письма
Теперь чуть подробнее пройдемся по всем пунктам
Описание квалификации
Это не обозначение вашей должности, это именно определение, кто вы есть на сегодняшний день. "Директор по развитию" - это должность. А вот "Эксперт с 15-ти летним стажем по вопросам развития маркетинговой диджитал стратегии в компаниях из сферы ритейл, FMCG и т.д." - это описание профессиональной квалификации. Сделайте небольшое упражнение и опишите свою профессиональную квалификацию в нескольких вариантах. Далее подумайте, что из этого максимально точно вас определяет. Поверьте, это будет не должность.

Объем - максимум 2 предложения.
Четкое обозначение, что вы ищете
Если у вас получилось достаточно кратко и четко справиться с пунктом 1, то логически вы очень верно сможете обозначить, в поисках чего вы находитесь. Кстати, многие кандидаты допускают огромную ошибку, начиная тут писать опять должности. Пишите задачи, на которые вы хотите прийти. Мы ведь не знаем, какие позиции открыты в компании, как они там называются, может ваше письмо попало к человеку, на чью позицию вы метите. И да, учитываем индустриальную специфику, размеры бизнеса. Помним - большинство людей будут читать ваше письмо по диагонали, поэтому важно не художественное представление письма, а четкость и конкретность (ключевые слова здесь имеют огромное значение).

Объем - максимум 2 предложения.
Подкрепляющие факты
Ваши факты, должны подкреплять задачи, на которые вы ориентируетесь, а именно гарантировать успешность их выполнения. И тут, не дай же Боже вам начинать перессказывать ваше резюме. Выберите максимум 2 глобальных факта и общими словами с акцентом на результат изложите их в письме.

Объем - максимум 2-3 предложения.
Грамотное завершение письма
Самая распространенная ошибка - сделать выводы за читателя на уровне - «идеально подхожу», «уверен/на, что вас заинтересую» и т.д. Просто поблагодарите за уделенное время и выразите надежду на взаимный интерес, а также готовность ответить на дополнительные вопросы. Но не надо быть готовым приехать в офис, прийти на интервью, созвониться и т.д. Оставляйте поле для дальнейшего маневра.

Объем -1 предложение.
Итого общий объем - не более 8-10 предложений или 2-3 небольших абзаца.

И дополнительно, чего НЕ надо писать:
  • причины поиска работы
  • перечисление всех Ваших регалий
  • ссылка на статьи, публикации, презентации, видео
  • обещания сделать мир, компанию и т.д. лучше
Письма по поводу
Напомним еще раз, что поводом для нас являются:


  • наличие конкретной позиции, проекта, потребонсти внутри компании, о которой Вам точно известно
  • рекомендации на вас конкретного человека (или отсыл к конкретному человеку)
  • предыдущий контакт с адресатом письма

Схема данного письма будет у нас выглядеть следующим образом:
1
Представление (имя, описание вашей квалификации). Если идете по рекомендации - отсыл к рекомендателю или источнику информации
2
На какую позицию апплицируетесь, что в ней привлекает (задачи)
3
Факты, почему подходите
4
Завершение письма
Здесь я дам Вам лишь 2 очень важных комментария:

1. Если есть конкретное описание позиции - интересующие вас задачи должны повторять парафразом это описание. Если нет - смотрим выше рекомендации к письмам без повода «Пишите задачи, на которые вы хотите прийти. Помним - большинство людей будут читать ваше письмо по-диагонали, поэтому важно не художественное представление письма, а четкость и конкретность. "
2. Фактами вы должны подтверждать эти задачи. Но не уходите в детали, не грузите сознание читателя большими цифрами, процентами и т.д.
Идеальный объем Писем по поводу - не более двух абзацев. Они должны быть очень лаконичными, ведь читатель и так уже знает, какая позиция открыта, на какую позицию предлагает свою кандидатуру кандидат.
Ну и в качестве заключительный рекомендаций, отмечу следующее:

1. Никогда не делайте рассылку своих писем и резюме сразу нескольким адресатам, даже если вы всех получателей ставите в скрытые копии.
2. Если вы пишете конкретному человеку, ну немножко, чуточку потратьте время на изучение его профиля. Пусть это никак не скажется на тексте письма, но это как минимум поможет избежать идиотских ошибок. А их очень много.
3. Не ленитесь, перепроверьте название позиции, название компании, когда подаетесь на конкретную позицию.
4. Не ленитесь, пройдитесь по всему вашему кругу знакомых, подумайте, может кто-то работает или работал в интересующей вас компании и вы сможете письмо без повода превратить в письмо по поводу.
5. Не творите из письма сочинение на тему, не переоценивайте его значимость. Это ваша краткая визитка - не более. Но она должна быть очень четкой и понятной. Как только вы начнете добавлять к ней всякие финтифлюшки - вы и время потратите и потеряете самого/саму себя во всех этих словесных изысках.

Удачи!
Автор Виктория Пралич, менеджер по развитию бизнеса Socialtree.io, руководитель проекта Vicareer.ru
ВОЗМОЖНО ВАМ БУДУТ ИНТЕРЕСНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Хочешь регулярно получать новости об обучении за рубежом и поиске работы?
Подпишись на рассылку
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Есть вопросы относительно поступления или поиска работы?
Виктория Пралич
Консультант
+79250817353
vp@vicareer.ru